Calcweb.ru

Информационный портал
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эволюция графических интерфейсов операционных систем. От Xerox Alto до Windows

История графических интерфейсов ОС Windows

Microsoft Windows – семейство самых распространенных пользовательских операционных систем в мире, к которому почти каждый из нас питает увядающие теплые чувства. Но то, что так здорово начиналось, похоже, начинает подходить к концу. Давайте попробуем разобраться, как изменялся графический интерфейс ОС семейства Windows с самых ранних версий, какие изменения были тепло приняты компьютерной общественностью, а какие – наоборот, вызывали гнев пользователей (на Билла Гейтса в частности), когда динамика развития интерфейса достигла своей кульминации и когда развитие приостановилось почти полностью.

Рождение и эволюция

Вернемся более чем на 30 лет в прошлое, во время, когда многих из нас еще не было на белом свете. 10 ноября 1983 года Microsoft впервые показывает публике Windows 1.0, а 20 ноября 1985 года запускает в производство. Особенностью новой ОС (или надстройки над ОС) было наличие окон, которые можно было расположить друг около друга и возможность управления мышкой. Да, графические интерфейсы существовали и до Windows и многие сейчас ведут споры, кто у кого украл идею создания графического интерфейса, но, конечно, сам факт воровства идеи никак не влияет на успех или провал ОС на рынке ПО. Компьютеры в 80-х – это узкоспециализированные устройства, они не продаются в магазине за углом, их редко встретишь дома. Большая часть пользователей – работники крупных фирм, которым приходится работать с большими объемами данных или текстами в WordStar, например, и Windows начинает появляться на мониторах. Возможно, тогда это еще не было понятно, но 1983 год можно по праву назвать началом новой эры в развитии компьютерной техники, ведь родился прадед самых популярных пользовательских ОС в мире, хоть и принят он был прохладно. Принципиально новое взаимодействие человека и машины с помощью нового устройства «мышь» впоследствии станет нормой.

История графических интерфейсов ОС Windows-2

Интерфейс Windows 1.01

В 1987 году Микрософт выпускает Windows 2.0, в которой окна уже могут перекрывать друг друга, в отличии от версии 1.0. Для отображения интерфейса используется 16 цветов, и к окнам впервые применены термины «свернуть» и «развернуть».

История графических интерфейсов ОС Windows-3

Внешний вид Windows 2.0 с перекрывающимися окнами. Стрелки позволяют «свернуть» и «развернуть» окно.

Windows 2.0 стоит считать эволюционным шагом вперед. Кроме принципиальных улучшений пользовательского интерфейса был добавлен ряд новых функций, и, что немаловажно, в 1989 году дебютировали Microsoft Word и Microsoft Excel для Windows. Несмотря на это, MS-DOS всё еще оставался более распространённой ОС, но его дни уже были сочтены. В 1988 и 1989 годах выходят Windows 2.1/2.11 с идентичным пользовательским интерфейсом, а в 1990 Microsoft снова делает огромный шаг вперед, выпуская Windows 3.0. Теперь пользователь мог любоваться 256-ю цветами, что однозначно делало работу более приятной, хотя основные элементы интерфейса остались без существенных изменений. Если говорить о функциональных улучшениях, то впервые поддерживался защищенный режим работы процессора, а немного более поздние Windows 3.1 и 3.11 открывали совершенно новые горизонты в работе с сетями и мультимедиа. В версии 3.1 впервые появился системный реестр. Windows 3.хх была успешной системой и с точки зрения маркетинга компании – она разошлась огромным тиражом.

История графических интерфейсов ОС Windows-4

Программа звукозаписи и новая цветовая палитра Windows 3.1

Параллельно развивалось семейство ОС Windows NT, но в плане пользовательского интерфейса и взаимодействия с пользователем они практически не отличались от рассматриваемых операционных систем от Microsoft.

Революция

Именно таким громким словом стоит назвать появление кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола» в Windows 95. Вместе с ними мы получили хорошо знакомые ярлыки, «Проводник», «Панель задач» и фантастические звуковые эффекты. Новая версия поддерживала 16-битный и 32-битный цвет. Можно быть совершенно уверенным в том, что любой современный пользователь ПК не запутался бы в Windows 95, если вдруг возникнет какая-то необычная необходимость поработать с этой ОС.

История графических интерфейсов ОС Windows-5

Windows 95. Start it up!

Интерфейсы Windows 98 и Windows 98 SE не представляли собой ничего принципиально нового и практически не отличались друг от друга и незначительно отличались от Windows 95. Хоть Windows 98 и получила множество новых функций, но без некоторых незначительных элементов интерфейса она выглядела совершенно идентично своей прародительнице. Журнал «PC World» времен выхода Windows 98 давал приблизительно следующую рекомендацию: «Если вы хотите получить Windows 95 со всеми дополнениями и исправленными ошибками на одном диске – покупайте Windows 98». Но именно Windows 95 следует считать революционным шагом вперед благодаря рождению известной кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола». Определенный комфорт для пользователя создавало и широкое применение контекстных меню.

История графических интерфейсов ОС Windows-6

Интерфейс Windows 98. Quick launch – один из немногих новых элементов интерфейса

Параллельный мир

Windows NT ранних версий – гораздо менее популярный, и, можно сказать, нишевый продукт Microsoft, который, тем не менее, сыграл важнейшую стратегическую роль в истории компании. Несмотря на то, что внешний вид пользовательского интерфейса Windows NT обычно почти полностью соответствовал таковому в текущей версии Windows, это была совершенно иная ОС, корни развития которой уходят во времена сотрудничества Microsoft и IBM. С 1985 года компании совместно работают новой операционной системой. Первые ее версии CP-DOS и OS/2 1.0 не имели графического интерфейса, а в 1988 году появилась OS/2 1.1, которая была как две капли воды похожа на Windows 2.1.

В 1990 году компании прекратили сотрудничество в силу идеологических разногласий, IBM продолжает разработку OS/2, а несколько истощенная разработкой множества продуктов одновременно Microsoft решает практически полностью переработать эту операционную систему. По решению руководства компании ещё не выпущенная NT OS/ 2 получает название Windows NT (это связано с узнаваемостью названия коммерчески успешного продукта – Windows 3.0).В 1993 году была выпущена Windows NT 3.1. Внешне она, снова же, мало отличалась от текущей версии Windows. Преимущества и перспективы этой ОС скрывались под её капотом. Новая Windows NT должна была стать сверхнадежной, должна была работать на машинах с ЦП разных архитектур и, кроме этого, должна была позволять запускать приложения, написанные для Windows, MS-DOS и OS/2. Отдельной задачей была конкуренция с Novell по части сетевых решений. Для достижения этих целей были предприняты конкретные технические решения. Надежность подразумевала стойкость ОС к приложениям или оборудованию, которые содержали потенциальные ошибки, это достигалось изоляцией ядра и ограничением доступа к нему приложений. Для обеспечения работы с ЦП разных архитектур код ОС был написан на языке программирования С и частично на ассемблере. С целью поддержки приложений, написанных для Windows, MS-DOS и OS/2, были реализованы особые механизмы функционирования API. В ядро были перенесены части кода отвечающие за сетевую подсистему для обеспечения её лучшего быстродействия. Windows NT 3.1 – первая полностью 32-х разрядная ОС от Microsoft.

Читайте так же:
Superfetch — утилита для отключения одноименной службы в Windows

В 1994 году с выпуском Windows NT 3.5 Microsoft впервые разделяет новую ОС на две версии – серверную и для рабочей станции. Помимо множества технических улучшений, обновился и интерфейс – он соответствует популярной Windows 3.1/3.11. Версия NT 3.5 с исправленными ошибками и минимальным количеством новых функций (хотя среди них были и довольно важные) получила индекс 3.51.

Windows NT 4.0 – последняя Windows с буквами NT в названии и первая NT с поддержкой Direct X. Windows NT 4.0 появилась немного спустя Windows 95 и внешне была ей идентична. Microsoft выпустила 6 сервис паков (7, если учитывать SP6a) что обеспечило практически идеальную стабильность данной ОС и обеспечило ей фантастическую популярность в любой среде, где критически важным было безошибочное функционирование системы.

Следующая Windows NT, а именно её пятая версия уже имела цифровой индекс 2000 и была в некотором роде комбинацией лучшего из линейки Windows 9x и NT.

Семейство Windows NT заложило основы и логику функционирования внутренних механизмов операционных систем от Microsoft на годы вперед, но, тем не менее, в плане графического интерфейса и взаимодействия с пользователем ни одна из версий не несла с собой ничего действительно новаторского.

Самый оригинальный интерфейс или «Привет, Боб!»

В 1995 году Microsoft предприняла попытку выпустить оболочку для ОС Windows с принципиально новым интерфейсом. После загрузки в Bob пользователь видел изображение дома с различными комнатами, внешний вид которых можно было настраивать под себя. В каждой комнате можно было размещать тематически подобранные ярлыки приложений, так что ещё в 1995 году мы могли услышать популярное нынче слово «скевоморфизм» (хоть его смысл и отличается немного).

История графических интерфейсов ОС Windows-7

Собака-помощник знакома нам по Office и Windows XP

Несмотря смелую и новаторскую идею, «Боб» провалился и был крайне плохо оценен критиками.

Объединение линеек ОС и «эпоха застоя» в развитии пользовательского интерфейса

В феврале и сентябре 2000 года выходят Windows 2000 и Windows ME соответственно — очень разные внутри и очень похожие снаружи. В них обеих появляется предвестник новой эпохи взаимодействия человек-компьютер — впервые появляется «Экранная клавиатура» для сенсорного ввода, более ничего значимого в плане пользовательского интерфейса данные ОС не несут.

История графических интерфейсов ОС Windows-8

Экранная клавиатура в Windows 2000

Windows XP, которая появилась в 2001 году, могла похвастаться полностью переработанным внешним видом интерфейса (тема «Luna»), принципиальные элементы которого остались без изменений за исключением нового меню «Пуск». Заголовок окна и кнопки управления окном стали крупнее, их размер останется относительно велик и в следующих версиях Windows – Vista, 7 и 8. Это упрощает управление ОС с помощью сенсорного ввода. Windows Vista и 7 визуально отличались от XP новой темой интерфейса Aero, главной особенностью которой была прозрачность. В Vista дебютировали «Гаджеты» рабочего стола, которые, впрочем, не стали популярными. Vista так же стала последней ОС от Microsoft, в которой можно было включить классическое меню «Пуск!» (как в Windows 95).

В целом в период времени начиная с Windows 95 и заканчивая Windows 7 не было сделано ни одного изменения, которое принципиально меняло бы характер взаимодействия пользователя и ОС. Все необходимое для комфортного использования ОС есть и в интерфейсе Windows 95, от версии к версии мы выдели лишь эволюционные изменения и всех это устраивало.

История графических интерфейсов ОС Windows-9

Конец или новое начало?

Если сопоставить во времени изменения интерфейса операционных систем с актуальными способами ввода информации и их популярностью, то совершенно очевидно, что:

  1. Windows 1.0 – пионер операционных систем с оконным графическим интерфейсом и возможностью управления с помощью мыши и клавиатуры.
  2. Windows 3.0 – первая популярная операционная система Microsoft с графическим интерфейсом.
  3. Windows 95-98-98SE-2000-ME-XP-Vista-7 закрепляют успех и позиции Microsoft на рынке ОС. В этом ряду стоит выделить, наверное, Windows Vista – в плане развития графического интерфейса она не выделяется из общего ряда, но прохладно принята общественностью.
  4. Windows 8 – пионер операционных систем с оконным интерфейсом, «тайлами» и возможностью управления с помощью мыши, клавиатуры и сенсорного экрана (пальцами).

Windows 8 соединила в себе, кажется, невозможное, и, вероятно, не всем нравится эта комбинация интерфейсов. Но вернемся на три десятилетия в прошлое к первой версии Windows. Такой же холодный прием, такие же недовольные пользователи, которые позднее искренне полюбили новые версии этой чудесной ОС. Признаюсь, я не в восторге от Windows 8, но я верю и надеюсь, что у Microsoft получится исправить ошибки, реализовать все свои идеи и создать новую и удобную ОС. Ведь когда-то получилось.

Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.

История развития графического интерфейса операционных систем

В блоге Webdesignerdepot опубликована интересная обзорная статья об истории развития графического интерфейса операционных систем. Описание ведётся начиная с самого первого интерфейса — Xerox Alto (разработанного в далеком 1973 году), заканчивая интерфейсами современных операционных систем — Vista Aero, MacOS Aqua, Gnome и KDE4.

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

> Уменя плохо с английским или что-то здесь не так?

Вроде все нормально. Наверно, у тебя плохо с английским.

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

>там тоже с точки зрения интерфейса ничего нового не было
там были более цветастые иконки, и active desktop

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

хм, а кеды-то в молодости были приличными, оказывается.

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

Насчет гнома могу поспорить. Он сейчас единственный не гонится за eye-candy

Re: История развития графического интерфейса операционных систем

Вот вам история:

Well, way back in the olden times,
my computer worked for me.
I’d laugh and play, all night and day,
on Zork I, II and III.

The Amiga, VIC-20 and the Sinclair II,
The TRS 80 and the Apple II,
they did what they were supposed to do,
wasn’t much. but it was enough.

Читайте так же:
Быстрое и полное форматирование средствами Windows: какое применить?

But then Xerox made a prototype,
Steve Jobs came on the scene,
read "Of Mice and Menus," Windows, Icons
a trash, and a bitmap screen.

Well Stevie said to Xerox,
"Boys, turn your heads and cough."
And when no-one was looking,
he ripped their interfaces off.

Stole every feature that he had seen,
put it in a cute box with a tiny little screen,
Mac OS 1 ran that machine,
only cost five thousand bucks.

But it was slow, it was buggy,
so they wrote it again,
And now they’re up to OS 10,
they’ll charge you for the Beta, then charge you again,
but the Mac OS still sucks.

Every OS wastes your time,
from the desktop to the lap,
Everything since Apple Dos,
Just a bunch of crap.

From Microsoft, to Macintosh,
to Lih— lie— lih— lie. nux,
Every computer crashes,
’cause every OS sucks.

Well then Microsoft jumped in the game,
copied Apple’s interface, with an OS named,
"Windows 3.1" — it was twice as lame,
but the stock price rose and rose.

Then Windows 95, then 98,
man solitaire never ran so great,
and every single version came out late,
but I guess that’s the way it goes.

But that bloatware’ll crash and delete your work,
NT, ME, man, none of ’em work.
Bill Gates may be richer than Captain Kirk,
but the Windows OS blows!
And sucks!
At the same time!

I’d trade it in, yeah right. for what?
It’s top of the line from the Compuhut.
The fridge, stove and toaster, never crash on me,
I should be able to get online, without a PHD.

My phone doesn’t take a week to boot it,
my TV doesn’t crash when I mute it,
I miss ASCII text, and my floppy drive,
I wish VIC-20 was still alive.

But it ain’t the hardware, man.

It’s just that every OS sucks. and blows.

Now there’s lih-nux or lie-nux,
I don’t know how you say it,
or how you install it, or use it, or play it,
or where you download it, or what programs run,
but lih-nux, or lie-nux, don’t look like much fun.

However you say it, it’s getting great press,
though how it survives is anyone’s guess,
If you ask me, it’s a great big mess,
for elitist, nerdy shmucks.

"It’s free!" they say, if you can get it to run,
the Geeks say, "Hey, that’s half the fun!"
Yeah, but I got a girlfriend, and things to get done,
the Linux OS SUCKS.
(I’m sorry to say it, but it does.)

Every OS wastes your time,
from the desktop to the lap,
Everything since the abacus,
Just a bunch of crap.

From Microsoft, to Macintosh,
to lih-lie-lih-lie. nux.
Every computer crashes,
’cause every OS sucks.

История графических интерфейсов ОС Windows

История графических интерфейсов ОС Windows

Microsoft Windows – семейство самых распространенных пользовательских операционных систем в мире, к которому почти каждый из нас питает увядающие теплые чувства. Но то, что так здорово начиналось, похоже, начинает подходить к концу. Давайте попробуем разобраться, как изменялся графический интерфейс ОС семейства Windows с самых ранних версий, какие изменения были тепло приняты компьютерной общественностью, а какие – наоборот, вызывали гнев пользователей (на Билла Гейтса в частности), когда динамика развития интерфейса достигла своей кульминации и когда развитие приостановилось почти полностью.

Рождение и эволюция

Вернемся более чем на 30 лет в прошлое, во время, когда многих из нас еще не было на белом свете. 10 ноября 1983 года Microsoft впервые показывает публике Windows 1.0, а 20 ноября 1985 года запускает в производство. Особенностью новой ОС (или надстройки над ОС) было наличие окон, которые можно было расположить друг около друга и возможность управления мышкой. Да, графические интерфейсы существовали и до Windows и многие сейчас ведут споры, кто у кого украл идею создания графического интерфейса, но, конечно, сам факт воровства идеи никак не влияет на успех или провал ОС на рынке ПО.

История графических интерфейсов ОС Windows-2

Интерфейс Windows 1.01

В 1987 году Микрософт выпускает Windows 2.0, в которой окна уже могут перекрывать друг друга, в отличии от версии 1.0. Для отображения интерфейса используется 16 цветов, и к окнам впервые применены термины «свернуть» и «развернуть».

История графических интерфейсов ОС Windows-3

Внешний вид Windows 2.0 с перекрывающимися окнами. Стрелки позволяют «свернуть» и «развернуть» окно.

Windows 2.0 стоит считать эволюционным шагом вперед. Кроме принципиальных улучшений пользовательского интерфейса был добавлен ряд новых функций, и, что немаловажно, в 1989 году дебютировали Microsoft Word и Microsoft Excel для Windows. Несмотря на это, MS-DOS всё еще оставался более распространённой ОС, но его дни уже были сочтены. В 1988 и 1989 годах выходят Windows 2.1/2.11 с идентичным пользовательским интерфейсом, а в 1990 Microsoft снова делает огромный шаг вперед, выпуская Windows 3.0. Теперь пользователь мог любоваться 256-ю цветами, что однозначно делало работу более приятной, хотя основные элементы интерфейса остались без существенных изменений. Если говорить о функциональных улучшениях, то впервые поддерживался защищенный режим работы процессора, а немного более поздние Windows 3.1 и 3.11 открывали совершенно новые горизонты в работе с сетями и мультимедиа. В версии 3.1 впервые появился системный реестр. Windows 3.хх была успешной системой и с точки зрения маркетинга компании – она разошлась огромным тиражом.

История графических интерфейсов ОС Windows-4

Программа звукозаписи и новая цветовая палитра Windows 3.1

Параллельно развивалось семейство ОС Windows NT, но в плане пользовательского интерфейса и взаимодействия с пользователем они практически не отличались от рассматриваемых операционных систем от Microsoft.

Революция

Именно таким громким словом стоит назвать появление кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола» в Windows 95. Вместе с ними мы получили хорошо знакомые ярлыки, «Проводник», «Панель задач» и фантастические звуковые эффекты. Новая версия поддерживала 16-битный и 32-битный цвет. Можно быть совершенно уверенным в том, что любой современный пользователь ПК не запутался бы в Windows 95, если вдруг возникнет какая-то необычная необходимость поработать с этой ОС.

История графических интерфейсов ОС Windows-5

Windows 95. Start it up!

Интерфейсы Windows 98 и Windows 98 SE не представляли собой ничего принципиально нового и практически не отличались друг от друга и незначительно отличались от Windows 95. Хоть Windows 98 и получила множество новых функций, но без некоторых незначительных элементов интерфейса она выглядела совершенно идентично своей прародительнице. Журнал «PC World» времен выхода Windows 98 давал приблизительно следующую рекомендацию: «Если вы хотите получить Windows 95 со всеми дополнениями и исправленными ошибками на одном диске – покупайте Windows 98». Но именно Windows 95 следует считать революционным шагом вперед благодаря рождению известной кнопки «Пуск!» и «Рабочего стола». Определенный комфорт для пользователя создавало и широкое применение контекстных меню.

Читайте так же:
Как сделать, чтобы Word и другие приложения Microsoft Office запускались немножко быстрее

История графических интерфейсов ОС Windows-6

Интерфейс Windows 98. Quick launch – один из немногих новых элементов интерфейса

Параллельный мир

Windows NT ранних версий – гораздо менее популярный, и, можно сказать, нишевый продукт Microsoft, который, тем не менее, сыграл важнейшую стратегическую роль в истории компании. Несмотря на то, что внешний вид пользовательского интерфейса Windows NT обычно почти полностью соответствовал таковому в текущей версии Windows, это была совершенно иная ОС, корни развития которой уходят во времена сотрудничества Microsoft и IBM. С 1985 года компании совместно работают новой операционной системой. Первые ее версии CP-DOS и OS/2 1.0 не имели графического интерфейса, а в 1988 году появилась OS/2 1.1, которая была как две капли воды похожа на Windows 2.1.

В 1990 году компании прекратили сотрудничество в силу идеологических разногласий, IBM продолжает разработку OS/2, а несколько истощенная разработкой множества продуктов одновременно Microsoft решает практически полностью переработать эту операционную систему. По решению руководства компании ещё не выпущенная NT OS/ 2 получает название Windows NT (это связано с узнаваемостью названия коммерчески успешного продукта – Windows 3.0).В 1993 году была выпущена Windows NT 3.1. Внешне она, снова же, мало отличалась от текущей версии Windows. Преимущества и перспективы этой ОС скрывались под её капотом. Новая Windows NT должна была стать сверхнадежной, должна была работать на машинах с ЦП разных архитектур и, кроме этого, должна была позволять запускать приложения, написанные для Windows, MS-DOS и OS/2. Отдельной задачей была конкуренция с Novell по части сетевых решений. Для достижения этих целей были предприняты конкретные технические решения. Надежность подразумевала стойкость ОС к приложениям или оборудованию, которые содержали потенциальные ошибки, это достигалось изоляцией ядра и ограничением доступа к нему приложений. Для обеспечения работы с ЦП разных архитектур код ОС был написан на языке программирования С и частично на ассемблере. С целью поддержки приложений, написанных для Windows, MS-DOS и OS/2, были реализованы особые механизмы функционирования API. В ядро были перенесены части кода отвечающие за сетевую подсистему для обеспечения её лучшего быстродействия. Windows NT 3.1 – первая полностью 32-х разрядная ОС от Microsoft.

В 1994 году с выпуском Windows NT 3.5 Microsoft впервые разделяет новую ОС на две версии – серверную и для рабочей станции. Помимо множества технических улучшений, обновился и интерфейс – он соответствует популярной Windows 3.1/3.11. Версия NT 3.5 с исправленными ошибками и минимальным количеством новых функций (хотя среди них были и довольно важные) получила индекс 3.51.

Windows NT 4.0 – последняя Windows с буквами NT в названии и первая NT с поддержкой Direct X. Windows NT 4.0 появилась немного спустя Windows 95 и внешне была ей идентична. Microsoft выпустила 6 сервис паков (7, если учитывать SP6a) что обеспечило практически идеальную стабильность данной ОС и обеспечило ей фантастическую популярность в любой среде, где критически важным было безошибочное функционирование системы.

Следующая Windows NT, а именно её пятая версия уже имела цифровой индекс 2000 и была в некотором роде комбинацией лучшего из линейки Windows 9x и NT.

Семейство Windows NT заложило основы и логику функционирования внутренних механизмов операционных систем от Microsoft на годы вперед, но, тем не менее, в плане графического интерфейса и взаимодействия с пользователем ни одна из версий не несла с собой ничего действительно новаторского.

Самый оригинальный интерфейс или «Привет, Боб!»

В 1995 году Microsoft предприняла попытку выпустить оболочку для ОС Windows с принципиально новым интерфейсом. После загрузки в Bob пользователь видел изображение дома с различными комнатами, внешний вид которых можно было настраивать под себя. В каждой комнате можно было размещать тематически подобранные ярлыки приложений, так что ещё в 1995 году мы могли услышать популярное нынче слово «скевоморфизм» (хоть его смысл и отличается немного).

История графических интерфейсов ОС Windows-7

Собака-помощник знакома нам по Office и Windows XP

Несмотря смелую и новаторскую идею, «Боб» провалился и был крайне плохо оценен критиками.

Объединение линеек ОС и «эпоха застоя» в развитии пользовательского интерфейса

В феврале и сентябре 2000 года выходят Windows 2000 и Windows ME соответственно — очень разные внутри и очень похожие снаружи. В них обеих появляется предвестник новой эпохи взаимодействия человек-компьютер — впервые появляется «Экранная клавиатура» для сенсорного ввода, более ничего значимого в плане пользовательского интерфейса данные ОС не несут.

История графических интерфейсов ОС Windows-8

Экранная клавиатура в Windows 2000

Windows XP, которая появилась в 2001 году, могла похвастаться полностью переработанным внешним видом интерфейса (тема «Luna»), принципиальные элементы которого остались без изменений за исключением нового меню «Пуск». Заголовок окна и кнопки управления окном стали крупнее, их размер останется относительно велик и в следующих версиях Windows – Vista, 7 и 8. Это упрощает управление ОС с помощью сенсорного ввода. Windows Vista и 7 визуально отличались от XP новой темой интерфейса Aero, главной особенностью которой была прозрачность. В Vista дебютировали «Гаджеты» рабочего стола, которые, впрочем, не стали популярными. Vista так же стала последней ОС от Microsoft, в которой можно было включить классическое меню «Пуск!» (как в Windows 95).

В целом в период времени начиная с Windows 95 и заканчивая Windows 7 не было сделано ни одного изменения, которое принципиально меняло бы характер взаимодействия пользователя и ОС. Все необходимое для комфортного использования ОС есть и в интерфейсе Windows 95, от версии к версии мы выдели лишь эволюционные изменения и всех это устраивало.

История графических интерфейсов ОС Windows-9

Пуск-пуск-пуск!

Конец или новое начало?

Если сопоставить во времени изменения интерфейса операционных систем с актуальными способами ввода информации и их популярностью, то совершенно очевидно, что:

  1. Windows 1.0 – пионер операционных систем с оконным графическим интерфейсом и возможностью управления с помощью мыши и клавиатуры.
  2. Windows 3.0 – первая популярная операционная система Microsoft с графическим интерфейсом.
  3. Windows 95-98-98SE-2000-ME-XP-Vista-7 закрепляют успех и позиции Microsoft на рынке ОС. В этом ряду стоит выделить, наверное, Windows Vista – в плане развития графического интерфейса она не выделяется из общего ряда, но прохладно принята общественностью.
  4. Windows 8 – пионер операционных систем с оконным интерфейсом, «тайлами» и возможностью управления с помощью мыши, клавиатуры и сенсорного экрана (пальцами).
Читайте так же:
Как купить аккаунт в Бравл Старс

Windows 8 соединила в себе, кажется, невозможное, и, вероятно, не всем нравится эта комбинация интерфейсов. Но вернемся на три десятилетия в прошлое к первой версии Windows. Такой же холодный прием, такие же недовольные пользователи, которые позднее искренне полюбили новые версии этой чудесной ОС. Признаюсь, я не в восторге от Windows 8, но я верю и надеюсь, что у Microsoft получится исправить ошибки, реализовать все свои идеи и создать новую и удобную ОС. Ведь когда-то получилось.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

p_i_f

Это была первая система представленная в качестве интегрированного настольного компьютера, включающая программные приложения и графический интерфейс. Компьютер был известен как «The Xerox Star», позже переименованный в «ViewPoint» и еще позднее в «GlobalView».

Apple Lisa Office System 1 (1983)

Также известна как Lisa OS, правда в данном случае аббревиатура слишком неоднозначна для ее названия Office System (Офисная Система). Она была создана компанией Apple с намерением сделать компьтер для работы с документами.
Но, к сожалению, эта система была «убита» операционной системой Apple Macintosh которая была на тот момент более доступна.
Так же были апгрейды системы Lisa OS до Lisa OS 2 в 1983 году и Lisa OS 7/7 3.1 в 1984, но это изменения затрагивали только саму систему а не её интерфейс.

VisiCorp Visi On (1984)

Visi On был первыйм интерфейсом разработанным для IBM PC. Эта система была ориентирована на большие корпорации и стоила достаточно дорого. Интерфейс использовал мышь, имел встроенный инсталятор и справочную систему, но не использовал иконки.

Mac OS System 1.0 (представлена в 1984)

System 1.0 была первой операционной системой созданной для Macintosh. У нее уже имелось несколько деталей современной операционной системы — она была основана на оконном принципе и содержала иконки. Окна могли перетаскиваться с помощью мыши, а файлы и папки могли копироваться перетаскиванием на место назначения.

Amiga Workbench 1.0 (1985)

После своего релиза Amiga казалось обгоняет свое время. GUI включал в себя, например: цветную графику (4 цвета: чёрный, белый, синий и оранжевый), большей частью поддерживала многозадачность, стерео звук и иконки с несколькими состояниями (выделенная и не выделенная).

Windows 1.0x (1985)

В этом году Microsoft наконец-то подхватила всеобщую интерфейсоманию и выпустила Windows 1.0 — свою первую операционную систему основанную на GUI. Система имела 32×32 пиксельные иконки цветную графику. Однако самое интересное нововведение (правда позже исчезнувшее) была иконка анимированных аналоговых часов (со стрелками).

GEM (Graphical Environment Manager — Менеджер Графической Среды) созданный компанией Digital Research Inc. (DRI) был оконного типа. Первоначально он создавался для использования с операционной системой CP/M на базе микропроцессоров Intel 8088 и Motorola 68000, но позднее был доработан для использования в DOS. Большинство людей будут помнить GEM как GUI для компьютеров Atari ST, ещё он использовался для серии IBM совместимых компьютеров от Amstrad. Так же он послужил движком для Ventura Publisher и нескольких других DOS программ. Также он был портирован на другие компьютеры но не снискал на них популярности.

IRIX 3 (выпущена в 1986, первый релиз в 1984 году)

64-битная операционная система IRIX была создана для UNIX. Интересной особенностью её GUI является поддержка векторных иконок. Эта функция была встроена в эту систему ещё задолго до начала существования Mac OS X.

GEOS (Graphic Environment Operating System — Операционная Система с Графическим Средой) была разработана в компании Berkeley Softworks (позднее GeoWorks). Первоначально она разрабатывалась для Commodore 64 и включала в себя графический текстовый процессор, называемый geoWrite, и программу для рисования под названием geoPaint.

Windows 2.0x (1987)

В этой версии было значительно улучшено управление окнами. Теперь стало возможным перекрывать, изменять размеры, разворачивать, увеличивать и уменьшать окна.

OS/2 1.x (1988)

Первоначально OS/2 была детищем IBM и Microsoft, но в 1991 году две компании разделились на Microsoft с технологией собственной GUI для OC Windows и IBM продолжающую разработку OS/2. Интерфейс, использованный в OS/2 был назван «Presentation Manager». Данная версия GUI поддерживала только монохромные иконки.

NeXTSTEP / OPENSTEP 1.0 (1989)

Стива Джобса заинтересовала идея создать идеальный компьютер для исследовательских лабораторий и университетов. Впоследствии эта идея вылилась в стартап называемый NeXT Computer Inc.
Первый компьютер NeXT был представлен в 1988 году, однако значительный прогресс был достигнут в 1989 с выпуском GUI NeXTSTEP 1.0, превратившийся позже в OPENSTEP.
Иконки интерфейса стали больше (48×48) и использовали большее количество цветов. Первоначально GUI был монохромным, однако начиная с версии 1.0, появилась поддержка цветных мониторов. Этот скриншот показывает, как выглядел его поздний интерфейс.

OS/2 1.20 (1989)

Следующая версия GUI показывает некоторые улучшения во многих областях. Иконки стали выглядеть приятнее и сгладились окна.

Windows 3.0 (1990)

К этой версии разработчики из Microsoft поняли все реальные преимущества GUI и стали значительно его улучшать.
Сама операционная система стала поддерживать стандарты, и расширенный режим для 386 архитектуры, который стал требовать памяти больше чем, 640 килобайт, и больше пространства жёсткого диска, в результате стали возможными разрешения, такие как Super VGA 800х600 и XGA 1024х768(!).
В тоже время, Microsoft пригласили художника и графического дизайнера Сьюзан Каре для разработки дизайна иконок Windows 3.0 и создания уникального образа своего GUI.

Amiga Workbench 2.04 (1991)

Для этой версии GUI было сделано большое количество улучшений. Была изменена цветовая схема и были введены объемные элементы дизайна. Рабочий стол мог быть разделен по вертикали на два экрана с собственными разрешениями и глубиной цветопередачи, хотя сегодня это кажется немного странным. Стандартное разрешение было 640×256, но аппаратно поддерживались и большие разрешения.

Читайте так же:
Правильная установка драйверов для компьютера с Windows 7, 8, 10

Mac OS System 7 (1991)

Mac OS version 7.0 была первой Mac системой поддерживающей цвета. К иконкам были добавлены оттенки серого, синего и желтого цветов.

Windows 3.1 (1992)

Эта версия Windows включала в себя предустановленные TrueType шрифты. На тот момент это фактически определило использование Windows в качестве издательской платформы.
Такая функциональность была доступна ранее только в Windows 3.0 с использованием Adobe Type Manager (ATM) — системы работы со шрифтами от компании Adobe. Так же эта версия содержала цветовую схему под названием «Hotdog Stand», содержащую яркие оттенки красного, желтого и черного цветов.
Эта схема была создана для облегчения восприятия текстовой и графической информации людьми с нарушениями цветового зрения.

OS/2 2.0 (1992)

Это был первый GUI который был нацелен на поддержку мультиязычных интерфейсов, также он был первый с которым были проведены тесты на юзабилити и аксессабилити. Интерфейс был создан с использование объектно-ориентированного дизайна. Каждые файл и папка представлялись объектами, которые могли быть ассоциированы с другими файлами, папками и программами. Также поддерживались технология «drag and drop» и возможность изменения темы.

Windows 95 (1995)

В Windows 95 был полностью переработан пользовательский интерфейс. Это была первая версия Windows в которой в углу каждого окошка появилась кнопка с крестиком закрывающая его.
Были добавлены различные состояния иконок и элементов управления (такие как: доступно, недоступно, выбрано, отмечено и т. д.). Так же впервые появилась знаменитая кнопка «Пуск».
Для Microsoft это был огромный шаг вперед и для операционной системы, и для унификации GUI.

OS/2 Warp 4 (1996)

В 1996 году IBM представила OS/2 Warp 4, которая привнесла значительные улучшения внешнего вида рабочего стола.
Иконки были расположены на рабочем столе, куда также пользователь мог помещать собственные файлы и папки. Появившийся шредер был аналогом корзины (Recycle Bin) из Windows или мусорки(?) (Trash) из Mac OS, за исключением того, что он сразу удалял помещенные в него документы, вместо хранения их копии с возможностью восстановления.

Mac OS System 8 (1997)

Стандартные иконки для этой версии GUI были 256-и цветными. Так же Mac OS 8 стала одной из первых систем применивших изометрический вид изображения иконок, также называемых псевдо-3D иконками. Платиново-серая тема, впервые используемая здесь, стала визитной карточкой последующих версий этой системы.

Windows 98 (1998)

Стиль иконок напоминал Windows 95, но система использовала уже больше 256 цветов для отображения графического интерфейса. Почти полностью изменился Windows Explorer и впервые появился «Active Desktop».

KDE 1.0 (1998)

Так в релизе описывала свой проект команда KDE: «KDE современная среда рабочего стола для компьютеров под управлением UNIX. KDE пытается заполнить необходимость в быстром и удобном интерфейсе для Unix систем, напоминающем MacOS и Window95/NT аналоги среды. Полностью свободная и открытая компьютерная платформа бесплатно доступна каждому, включая исходный код для модифицирования».

BeOs 4.5 (1999)

Операционная система BeOS была разработана для персональных компьютеров. Изначально она была написана в Be Inс. в 1991 году для запуска на BeBox машинах. В последствии она была создана, чтобы собрав преимущества новых технологий и аппаратных средств, таких как симметричная мультизадачность, использующая модульную I/O систему, почти полная многопоточность, почти полная мультизадачность и 64-х битная журналируемая файловая система известная как BFS. Графический интерфейс BeOS был основан на принципах ясного, чистого и не аляповатого дизайна.

GNOME 1.0 (1999)

Интерфейс GNOME в основном был создан для Linux Red Hat, однако позднее появились версии и для других дистрибутивов Linux.

Mac OS X (2001)

В начале 2000-х Apple объявила о своём новом интерфейсе «Aqua» и в 2001 компания представила его со своей новой операционной системой Mac OS X.
Дефолтные 32×32 и 48×48 пиксельные иконки были заменены на большие 128×128 пиксельные иконки, использующие анти-алайзинг и полупрозрачность.
Однако, после выхода этого GUI появилось большое количество критики. Видимо пользователи не были готовы к столь кардинальным изменениям, но достаточно скоро они приняли новый стиль, и сегодня этот GUI представляет собой основу для всех систем Mac OS X.

Windows XP (2001)

Microsoft старалась полностью изменять пользовательский интерфейс с каждой новой платформой, Windows XP не стал исключением. Стало возможным менять стили для GUI, пользователи могли полностью изменить внешний вид и поведение интерфейса. По умолчанию иконки были размером 48×48 пикселей, и использовали миллионы цветовых оттенков.

Начиная с версии 1.0, среда KDE значительно улучшалась. Были отточены вся графика и иконки и унифицировано исполнение.

2007 — 2009 (по настоящий момент)

Windows Vista (2007)

Это стало ответом Microsoft своим конкурентам. Также было добавлено много 3D и анимации. Начиная с Windows 98, Microsoft всегда пыталась улучшить рабочий стол. В Windows Vista появились виджеты и несколько улучшений вместе с отказом от «Active Desktop».

Mac OS X Leopard (2007)

Apple в шестом поколении своей системы Mac OS X в очередной раз подняли планку пользовательского интерфейса. Основой GUI по прежнему оставался интерфейс «Aqua» со своим глянцевым скроллбаром и платиново-серыми и синими цветами. Новые детали интерфейса стали выглядеть ещё более натуралистичными и объёмными, с 3D доком и большим количеством анимации и интерактивностью.

GNOME 2.24 (2008)

GNOME приложили немалые усилия для создания тем и обоев в версии 2.2.4 в соответствии своей цели «Заставить ваш компьютер выглядеть хорошо». Был устроен конкурс для собрания самых увлекательных изображений для использования в качестве фона рабочего стола, которые они включили в версию 2.24.

KDE (v4.0 — январь 2008, v4.2 — март 2009)

4 версия KDE показала множество новых улучшений среды и интерфейса, таких как анимация, сглаживание, эффективная система управления окнами и поддержка виджетов рабочего стола. Иконки рабочего стола легко меняются и каждый элемент дизайна с лёгкостью конфигурируется. Наиболее заметные изменения произошли с иконками, темами и звуками, которые были предоставлены командой Oxygen Project. Эти иконки стали наиболее фотореалистичны. И наверное самое великое улучшение за всю историю KDE, то что сейчас среда может свободно запуститься и на Windows, и на Mac OS X

Windows 7 (предположительно конец 2009 года)

Операционная система семейства Windows, сейчас в стадии бета-тестирования. Из появившихся изменений стоит отметить поддержку мультитач дисплеев и появления нового таскбара.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию